Средневековая книжная миниатюра — 2

by Рахман Файзулович

Средневековая книжная миниатюра — 2

Вторая группа

Она состоит из рисунков, разбитых на цветные области без свободных мест на бумаге (ковровый принцип).

В композиции есть вещь на которую мало кто обращает внимание. На одной из страниц о контрасте, я старался рассказать, как можно хаотичную массу привести в божеский вид. Речь шла о разбивки листа на части, которые придают выразительность композиции, делают её заметной.

Книжная миниатюра
часто демонстрирует этот приём, и вы можете его сами оценить.


Апокалиптическая битва

975 г.

Архив собора Жероны

Миниатюра

Испания

Жерона

Романское искусство: Испания. Искусство Средних веков.


Ангелы возвещают Судный День

11 век

Национальная библиотека, Мадрид

Миниатюра

Испания

Собор Сан Изидоро, Леон

Романское искусство: Испания. Искусство Средних веков.


Апрель

Около 1180 г.

Королевская библиотека, Гаага

Миниатюра

Франция

Нормандия

Романское искусство: Франция. Искусство Средних веков.


Французская книжная миниатюра (1449 год.?)

Стыдно сказать, но я не знаю французский,
и не могу указать точные данные переснятой иллюстрации.


Уверен, рассматривая миниатюры, вы поймёте, что я имел ввиду, говоря о разбиении композиции на крупные части. Здесь особенно хорошо видна роль локальных тонов, сочетание разных по цвету площадей, на фоне которых и размещаются мелкие объекты композиции. Даже если миниатюру многократно уменьшить, она будет легко узнаваема по особенностям её цветового членения. И в этом главное достоинство метода.


Календарная страница. Октябрь

Бираго, Джованни Пьетро да

Add. 80800

Часослов Сфорца

Около 1490

13,1 x 9,3

Британская Библиотека

Лондон

Милан

Готическая миниатюра: Италия. Искусство Средних веков.


   
В контраст к представленным выше миниатюрам первая картинка, заполненная множеством деталей, не имеет ясного цветового членения листа. Уменьшаем иллюстрации до предела и сравниваем их восприятие. Видно, что первый ярлычок явно проигрывает в выразительности, он узнаваем менее всех. Это не значит, что миниатюра плохая, нет, она очень интересна, её можно долго рассматривать, изучать детали. Просто, сейчас она оттеняет иной принцип организации объектов.



В детском творчестве подобный приём встречается довольно часто, но его не надо путать с композицией, основанной на силуэте объектов.
Показываю очень интересные примеры к сказанному.

Великая литания. Процессия святого Григория. Фрагмент

Братья Лимбург; Кломб, Жан

Folio 72 /Folio 71 v

Прекрасный Часослов герцога Беррийского

Около 1411 — 1416

Пергамент

Музей Конде

Шантильи

Готическая миниатюра: Франция. Искусство Средних веков.

1470 год. Франция.

В уменьшенном виде легче ощутить силу воздействия ясных и обобщенных по цвету силуэтов, созданных миниатюристами франции. Стоит один только раз на них взглянуть, и запоминаешь навсегда. Не многие современные художники способны соревноваться с ними в этом деле.
А теперь подскажите детям, что надо сделать, чтобы образ не растворился в фоне, чтобы его можно было заметить и оценить по достоинству. Мне это удаётся с огромным трудом.


Реклама