Средневековая книжная миниатюра — 1

by Рахман Файзулович

Изучая рисунок, дети проходят тот путь познания, который можно сравнить с эволюционным развитием человека. Эта мысль не даёт мне покоя, и я упорно выискиваю ей подтверждение, копаясь в истории искусства.

Средневековая книжная миниатюра

настоящий клад для художников-педагогов. Отсутствие светотени, ракурсов (перспективы), единой точки зрения в детских рисунках полностью соответствует техники исполнения миниатюр до начала развития реалистического рисунка и живописи. Мне думается, опыт миниатюристов может быть очень нам полезен (и не только в детском творчестве).


Стоит мне покопаться в миниатюре, и я безнадёжно увязаю в своих опытах.

Очистил рисунок от мелочёвки, создав исходную картинку для преобразований.
______________________________________________________________

Убрал фон, заменил градации цвета лекальными заливками.
Обратите внимание, кресло, подставка для ног и ангел расположены на разных уровнях.
Всё по мере удаления от нас, сдвигается выше и выше (как и у детей). Подставка для ног должна быть на одном уровне с ножками кресла, но по инерции, она сместилась выше. Нога ангела, стоящего на заднем плане, оказалась на переднем плане рамы.


Заменил круг на прямоугольную рамку. Сразу бросается в глаза падающий ангел. Раньше, он прилип к кругу и не падал. Кроме того, крыло приходилось делать уже, чтобы не срезать кругом (обрезка была не в моде).


С учетом  всего сказанного, получаем этот вариант редакции.


Не будет лишним посмотреть, как могут смотреться образы по отдельности в рамках.

Последний вариант редакции напоминает сценическое представление, когда оба персонажа, театрально жестикулируя, наивно уставились на зрителей.
Одного не могу понять, чей ребёнок на коленях девы Марии?



Выделяю две группы миниатюр.

Одна включает в себя листы с отдельными цветными объектами на чистом фоне (что-то похожее на детские фломастеры).
Другая состоит из рисунков, разбитых на цветные области без свободных мест на бумаге (ковровый принцип).

Первая группа

Благовещение

Мастера Флоренций и Санктион

960 г.

Библиотека Святого Исидора Леонского, Леон

Миниатюра

Испания

Валераника

Романское искусство: Испания.


Послание Филадельфийской церкви

10-11 век

Королевская Историческая Академия

Миниатюра

Испания

Из Сан Миллан де ла Коголла

Романское искусство: Испания. Искусство Средних веков.


Жертвоприношение Исаака

Мастера Флоренций и Санктион

960 г.

Библиотека Святого Исидора Леонского, Леон

Миниатюра

Испания

Валераника

Романское искусство: Испания. Искусство Средних веков.


Юдифь

Конец 11 — начало 12 века

Городская библиотека, Мюнхен

Миниатюра

Германия

Романское искусство: Германия. Искусство Средних веков.


Борьба птицы со змеей, символизирующих добро и зло

12 век

Национальная библиотека, Мадрид

Миниатюра

Испания

Романское искусство: Испания. Искусство Средних веков.


Вальтер фон Клинген бьется на турнире

Манессева Книга песен

Около 1320

Швейцария

Университетская библиотека

Гейдельберг

Западная Европа: Манессева Книга песен. Том 73. Книжная миниатюра.


Игра в шахматы

Манессева Книга песен

Около 1320

Швейцария

Университетская библиотека

Гейдельберг

Западная Европа: Манессева Книга песен. Том 73. Книжная миниатюра.



Как видим, художники прошлых веков прекрасно чувствовали декоративность композиции (как и многие дети), а так же они часто допускали наивные ошибки в рисунке (как и наши дети). Чего стоит шахматная доска или покойник на столе, наивно развёрнутые к зрителю в фас.

Уверен, иллюстрации будут интересны читателю и вне зависимости от детского творчества.


Реклама