Роскошный часослов герцога Беррийского — 13

by Рахман Файзулович

Роскошный часослов герцога Беррийского

 

Анатомический человек

 

Эта миниатюра, на которой показано влияние созвездий на человека, логично завершает календарный цикл Роскошного часослова. Впрочем, для часослова того времени эта тема вполне традиционна. Возможно, что она навеяна сходными изображениями из старин­ных книг по медицине. В этой связи особенно примечательна иллюстрация одного из ев­рейских медицинских манускриптов, перепи­санного в XIV веке в Провансе (позднее он попал в собрание Людовика XIV и ныне хра­нится в Парижской национальной библиоте­ке). На иллюстрации представлено анатоми­ческое изображение человека, у которого все части тела соотнесены со знаками Зодиака. В нашей миниатюре примечательно то, что человеческая фигура изображена дважды и отличается изяществом и грацией. Обе фи­гуры — кажется, что они парят в космосе, -окружены мандорлои, которая вновь включает

в себя двенадцать изображений и названий знаков Зодиака на синем фоне, окантованных рамками, миндалевидными по очертаниям. На внешней окружности располагается шкала, где каждому созвездию отведено 30° (в цифрах и делениях) — место, которое оно занимает в череде других созвездий, в тече­ние года проходящих мимо солнца. На шкале внутренней окружности зафиксированы количество дней в каждом месяце и принад­лежность их к определённому знаку. Астрономический текст, сопровождающий миниатюру, располагается в четырёх углах и в каждой части комментирует сочетания трёх знаков Зодиака, демонстрирующие: 1. два из четырёх природных свойств — горя­чее, холодное, сухое, влажное; 2. мужской или женский характер; 3. один из четырёх темпераментов и 4. одну из четырёх сторон света.

Даже по своим размерам это изображение сильно отличается от всех предыдущих миниа­тюр календарного цикла, значительно превос­ходя их по длине и ширине. Конечно, эта ми­ниатюра создавалась по заказу герцога Беррийского, поскольку помечена его гербом (три золотые лилии на синем фоне с красной окантовкой) и сплетающимися буквами моно­граммы УЕ (возможно, это первая и последняя буквы имени «Ursine»). Авторство братьев Лимбург также кажется небесспорным. Следует задаться вопросом, предназначалась ли вообще эта миниатюра в качестве иллюстрации к часо­слову. Во всяком случае, она была написана на отдельном листе и, возможно, не принадле­жала к тем разрозненным «тетрадям», которые после смерти герцога были найдены в одной коробке. Создателем её является мастер, которого Р. Казель называет Лимбург С; Маисс узнает в ней манеру Поля и Жана.

 

Сканер254

 

Сканер252

 

 

Реклама