Роскошный часослов герцога Беррийского — 03

by Рахман Файзулович

Роскошный часослов герцога Беррийского

 

Март

 

Перспективу полей и холмов в этой миниатю­ре завершает величественный, широко раскинувшийся замок Лузиньян, опоясанный кольцами стен с мощными башнями и роскошным флигелем. Справа возвышается башня Пуатвен с крылатым драконом на вершине; он заставляет вспомнить легенду о прекрасной Мелюзине, которую в 1387-1393 годах заново изложил для герцога Бер-рийского Жан из Арраса, написав роман в прозе на основе старинной поэтической хроники. Мелюзина, дочь морской феи, обладала страшной особенностью: каждую субботу нижняя часть её тела покрывалась рыбьей чешуёй и превращалась в змеиный хвост. Однажды она спасла от беды графа Раймона, который, воспылав к ней любовью, взял Мелюзину в жены. Однако он никогда не должен был спрашивать её о происхожде­нии, приходить к ней в субботу и искать её в этот день. После свадьбы добрая фея пода­рила своему супругу большие владения и построила для себя и для него родовой замок, названый Лузиньян («Мёге 1_изте»). В счаст­ливом браке Мелюзина родила десять сыно­вей, которые со временем получили власть, уважение и королевские титулы. Но, когда брат Раймона заподозрил Мелюзину в невер­ности, тот нарушил своё обещание. В суб­ботний день он застал Мелюзину в купальне и обнаружил её змеиный хвост. И, когда по­зднее их семью постигло несчастье, Раймон на глазах всего двора обвинил в этом Мелю­зину. Так был разрушен их союз. С громким плачем Мелюзина, обернувшись драконом, вылетела в окно. С тех пор каждый раз, когда замку грозит несчастье, она оповещает о нем Лузиньян пронзительным криком. Простирающийся перед замком ландшафт, изображённый с перспективной точностью, разделён на участки, где крестьяне выполняют свою весеннюю работу. Слева на возвышен­ности пастух пасёт овечье стадо, для которого он тащит большую охапку зелени. В одном

из огороженных виноградников работники срезают лозу, а справа от них сеятель склоняется над мешком, полным зерна. На пере­крёстке стоит богато украшенный верстовой камень, один из так называемых маленьких «Монжуа»; очень интересный вариант такого камня присутствует также в сцене Поклонения волхвов (Folio 51 v). Оптическое равновесие замку, доминирующему на горизонте, создаёт расположенная на первом плане группа паха­ря с упряжкой быков; мощный плуг здесь на­писан со всеми техническими подробностями. Автором этой миниатюры Миллард Маисc считает Поля Лимбурга, хотя позднее её, возможно, дорабатывал художник из мастер­ской Жана Коломба.

Группа на переднем плане написана с учётом источника освещения — свет падает слева и создаёт соответствующие тени. Лучано Беллози датирует эту группу временем после 1440 года, что представляется не лишённым оснований.

 

Сканер172

Сканер174

Сканер175

Сканер179

Сканер180

Реклама