Роскошный часослов герцога Беррийского — 07

by Рахман Файзулович

Роскошный часослов герцога Беррийского

 

Июль

 

В качестве работ, свойственных июлю, здесь представлены сбор урожая и стрижка овец. Два крестьянина в широкополых соломенных шляпах срезают серпами спелые колосья, среди которых проглядывают красные маки и голубые васильки. Справа на переднем плане мужчина и женщина в синем одеянии стригут овец. Ручей, струящийся среди ив и камышей, впадает в реку Клэн и разделяет собой две сцены земных трудов. За пахотным полем, у подножия гор, фланкирующих изоб­ражение, раскинулся замок с крышей, крытой сланцем. Этот, уже не существующий более архитектурный комплекс, по всем признакам можно считать замком Пуатье, возведенным по приказу герцога Беррийско-го в конце XIV века. Миллард Маисе, а с ним и Франсис Сале сомневаются в этой иденти­фикации. Однако какие-либо сомнения исчезают, стоит сравнить эту миниатюру с гравюрой Шастильона времени Генриха IV Наваррского (1598 — 1610): на ней изображён тот же самый замок — треугольный в плане и с аналогичным расположением башен.

Дополнительные пять окон на фасаде, которые изобразил в своей гравюре Шастильон, могли быть прорублены уже после того, как завершились работы над ча­сословом. Июль наряду с миниатюрами Февраль и Март завораживает своей ясной пространственной композицией. М. Маисе настаивает на авторстве Поля Лимбурга, а Р. Казель приписывает Июль «Промежу­точному мастеру», который дополнял миниа­тюры календарного цикла между 1440-1450 годами.

 

Сканер212

 

 

Сканер216

 

 

Сканер218

 

 

Сканер217

Реклама