Роскошный часослов герцога Беррийского — 08

by Рахман Файзулович

Роскошный часослов герцога Беррийского

Август

На переднем плане изображён выезд на со­колиную охоту, которая в Средневековье счи­талась особой привилегией знати. На сером скакуне с красной сбруей сидят двое -мужчина и женщина. Их сопровождает дама в княжеских одеяниях на белом коне с рос­кошной упряжью. Вереницу всадников завер­шает молодая пара, сидящая на одном коне, который движется почти рядом с предыдущим. Молодая дама одета в нежно-розовые цвета, а на её спутнике — двуцветные одежды («mi-parti»), наполовину серые, наполовину зелёные. Группу возглавляет пеший охотник с длинным шестом, которым он должен бить по деревьям и кустарникам, заставляя птиц взлететь. У четырёх из изображённых на левом кулаке, защищённом перчаткой, сидят маленькие хищные птицы, в которых без труда можно узнать ястребов или карликовых соко­лов. Охотников сопровождают две собаки.

В качестве параллели в средней части мини­атюры изображены крестьянские занятия. Справа жнут хлеб и вяжут снопы, слева крестьянин перевозит урожай; он укладывает сухие снопы в повозку, запряжённую двумя лошадьми. Остальные тем временем спасаются от зноя в реке: один из крестьян только собирается спуститься в воду, двое других, обнажённых, плещутся в серебристых волнах, а четвёртый уже вылезает на берег, чтобы обсохнуть. Все комментаторы единодушны в том, что замок на дальнем плане — это, скорее всего, замок Этамп. Его неизменным признаком является высокая башня Гинетт, сохранившаяся до наших дней. Когда в 1440 году граф Этамп, Луи д’Эвро скончал­ся, владельцем замка стал Жан де Берри, ко­торый предоставил его Карлу Орлеанскому. Можно ли на этом основании считать знатную даму на белом коне Боной Арманьяк, которая

в 1410 году стала новой супругой герцога Орлеанского? Сен-Жан Бурден идёт ещё дальше: он полагает, что на миниатюре изображена сцена передачи герцогом Бер-рийским замка Этамп во владение герцогини Орлеанской (событие произошло до 1411 го­да). Соответственно, Бурден предлагает идентифицировать участников сцены следующим образом: слева направо — Бона Арма­ньяк и Карл Орлеанский, всадник на сивом скакуне — герцог Беррийский, а пара на сером иноходце — герцог и герцогиня Алансонские.

Миниатюру Август М. Маисс приписывает Жану Лимбургу; Р. Казель называет в каче­стве основного мастера Лимбурга В, не ис­ключая при этом возможность вмешательства «Промежуточного мастера», который в сере­дине столетия мог написать средний план между всадниками и замком.

 

Сканер219
Сканер-П2
Реклама